Новогодние праздники, Рождество и подарки: словаки готовы потратить все больше...

Рождественские и новогодние праздники неотделимы от ритуала дарения подарков. Эта многолетняя традиция практически за последние годы не изменилась. Изменился лишь уровень затрат населения в предрождественские и предновогодние дни. Агентство по исследованию общественного мнения ТНС провело очередной опрос накануне праздников с целью выяснить социальное поведение среднестатического словацкого потребителя. Выяснилось, что в среднем словак на покупку рождественских подарков для близких и знакомых готов потратить 4700 крон, что примерно на 700 крон больше, чем это было в прошлом году. Как следует из результатов опроса, наибольшее количество денежных средств на подарки планируют затратить граждане с высшим образованием. За ними следуют жители братиславского края, на «третьем месте»- граждане в возрасте от 30 до 39 лет. Напротив-меньше всех тратят на подарки близким молодые люди в возрасте до 17 лет, что вполне обьяснимо и понятно. Но в категории наиболее экономных оказались и люди в возрасте- те, кому за 60. Если рассмотреть данную ситуацию по регионам, то меньше всех традиционно на подарки тратят жители восточно-словацкого Кошицкого и Банско-Бистрицкого краев. Наиболее богатый стол на «щедрый вечер» и «на Сильвестра» накрывается у жителей Братиславы и других крупных городов республики. Самый скромный- у жителей небольших поселков и деревень. Вопреки тому, что Рождественские и новогодние праздники давно считаются днями спокойствия и семейного благополучия, более 75 процентов опрошенных респондентов считают их крайне затратным периодом в своей жизни. Особенно сложным его считают пожилые люди в возрасте старше 60 лет. Покупки подарков в кредит пользуются популярностью у шести процентов словаков, причем этот показатель не меняется уже в течение нескольких лет.

Примечательно, что в последнее время наметилась тенденция повышения уровня  «подарочных ожиданий» у детей. Они становятся все более разборчивыми. Известный словацкий детский психолог Мария Тотова–Шимчакова отмечает, что желание получить какой-нибудь подарок является проявлением детской мечты в чистом виде, без примеси реальности. Дети не могут смириться с мыслью, что их родители подчас не могут позволить себе исполнить их желания получить в подарок дорогую и в общем-то не нужную семье вещь. Детский психолог Тотова-Шимчакова отмечает уже успевшую укрепиться среди словацких детей тенденцию: сегодня большинство из них не считают  «настоящим» подарком не только книгу, но уже и одежду. Эта ситуация создана искусственно маркетинговой политикой крупных торговых фирм и компаний. Эта политика заключается в том, чтобы создать положение, при котором дети различных возрастов могут как бы опережать свои действительные жизненные потребности в собственных ожиданиях подарков.  12-летние хотят получить от своих родителей дорогой компьютер, 15- летние ЛЦД- телевизор в свою комнату, ну а 18-летние уже смело мечтают о своем автомобиле..... Далеко не каждой семье удается воплотить подобные ожидания в реальность, и часто это рождает внутренний конфликт поколений. Причем особенно ярко это проявляется именно в рождественские и предновогодние  праздники.